Новости АСКИ

Новости регионов. Удмуртия

18 мар 2019

Как рождается обложка книги?

 Такой вопрос резонно возник у журналистов и читателей после выхода книги «Удмурты: тайна тамги» (12+) в издательстве «Удмуртия» (составитель Г. Г. Грязев) накануне 100-летия издательства, впервые увидев обложку данного издания. Этот же вопрос заинтересовал и учеников одной из школ Игринского района республики во время встречи с создателями красочно иллюстрированной книги.

Во-первых, любопытно название издания. О чём она? Что такое тамга? А старинный ларчик открывается просто. На некоторых экспонатах в музеях Удмуртии можно увидеть своеобразные знаки, метки, клеймо – родовой знак владельца данной вещи или мастера, изготовившего ее. Это тамга. У удмуртов он называется пус. Традиция ставить такие родовые знаки существовала почти у всех древних народов, но мало кто сохранил их образцы до сегодняшнего дня. Удмуртам это удалось.

Пус показывает принадлежность роду (воршуду). Этот знак вначале, в период матриархата, был материнским, а потом стал передаваться в роду от отца к старшему сыну, а младшим он доставался в несколько измененном виде.

Своеобразие культуры удмуртского народа, в частности, особенности тамги, узоров – всё это нашло отражение в богато иллюстрированной книге большого формата.

В новое издание вошли статьи современных удмуртских учёных доктора исторических наук, профессора В. Е. Владыкина, кандидата филологических наук А. В. Камитовой, народного художника Удмуртии С. Н. Виноградова, а также венгерского учёного Берната Мункачи, посетившего наш край в конце XIX века, Вятского статистика П. М. Сорокина. На каждой странице отразилось мастерство дизайнера В. Ю. Семёнова. Благодаря его профессиональной работе, получилась такая яркая и самобытная книга.

И тут необходимо ответить на вопрос, поставленный в нашем заголовке. Все знают, что обложка – это лицо любого издания. Наш дизайнер В. Ю. Семёнов долго ломал голову над этой проблемой: как вкусно и привлекательно подать читателю внешнюю оболочку издательского пирога с исторической начинкой внутри. Суть в том, что сегодня найти на вещи удмуртскую тамгу хорошего качества не так-то просто. Пусы есть в книгах, в статьях, на предметах быта, но они не подходят для красочной обложки.

Как быть? По задумке дизайнера на обложке книги читателя должна приветствовать тамга, как символ, как знак, как предвкушение интересной встречи с забытыми начертаниями, наполненными глубоким смыслом и исторической памятью.

Родители В. Ю. Семёнова из сельской местности. Да и сам Валентин Юрьевич ещё в детстве, будучи в родной деревне отца, замечал, что на некоторых предметах быта, орудиях труда оставлены любопытные и непонятные для него насечки топором, ножом или другим подобным режущим предметом. И Валентин Юрьевич вспомнил, что у них в сенях хранится такая тамга. По-видимому, это знак их рода, а кого именно: деда, прадеда, их братьев – сегодня сказать со стопроцентной уверенностью проблематично. Посмотрел внимательно тамгу, покрутил в руках. Вывод один и не утешительный: она неприглядного вида. Но сама тамга чётко выделяется на фоне трухлявого деревянного днища то ли кадки, то ли туеска, то ли ведра, то ли какого-то другого предмета домашнего обихода.

Знак его родовой тамги есть. Теперь её надо перенести на современный материал, чтобы он хорошо читался и выглядел помолодевшим лет так на 100, но вместе с тем не потерявшим своего шарма и многолетней теплоты, предаваемой от хозяина к хозяину. Дизайнер В. Ю. Семёнов нашёл в сарае строганную доску, которая осталась после его постройки. Для придания тамге исторического и достоверного вида, Валентин Юрьевич сначала покрыл её морилкой, ножом вырезал линии тамги, снова пропитал морилкой и оставил на просушку.

oblozhka_TAMGA_thumb

Оставить комментарий

Чтобы добавить комментарий, необходимо зарегистрироваться или стать членом АСКИ.