Аналитика

7 июн 2024

Ежегодная торжественная церемония объявления и награждения лауреатов и дипломантов общероссийского конкурса АСКИ «Лучшие книги года»

 

Ежегодная торжественная церемония объявления и награждения лауреатов и дипломантов общероссийского конкурса АСКИ «Лучшие книги года» состоялась 7 июня в рамках фестиваля «Красная Площадь». Для всех участников конкурса – а их более 170, да и для других издателей - определенная веха в календаре года.

 Что на этот раз показал финал конкурса?

 Первое внешнее впечатление – представительность, количественная убедительность.  Ковидные годы наложили отпечаток на происходящее в книжной отрасли, в том числе и на конкурс. Три последних года количество изданий, представленное на конкурс составляло 500-550 от 120-130 издательств. И вот ныне этот показатель значительно возрос: более 730 изданий от более 170 издательств! Мы и раньше считали наш конкурс наиболее объективным, точно отражающим состояние отрасли, ее актуальный зримый образ. Эта точка зрения подкрепилась в очередной раз - участвовали издательства государственные, частные, ведомственные, всех тематических направлений, всех точек зрения на книжную культуру, представляя всю разнообразную географию страны. Напомним, в структуре конкурса – 12 основных тематических номинаций, 1 специальная номинация (зарубежные издания на русском языке) и 5 групп специальных дипломов. Структура – усложняющая работу организаторов, но гарантирующая, что мимо внимания экспертов и жюри не пройдет классное издание.

Самыми урожайными номинациями стали «Лучшее издание детской литературы» - представлено 116 изданий, «Лучшее издание мемуарной и историко-документальной литературы» - 93 издания, «Лучшее издание о регионах России» - 64 издания, «Лучшее издание по искусству, фото-издание» - 60 изданий. Конкуренция при определении лонг-листа, а затем – шорт-листа была в этих номинациях самой острой.

Значительная часть заявленных изданий (236, или 32 %) принадлежит региональным издателям , любопытно, что эта конкурсная пропорция соответствует общей статистике по стране и соотношению выпуска центральными и региональными издательствами.

Как всегда, разнообразна группа ведомственных участников – вузы, научные центры, библиотеки, музеи. К сожалению, сократилось участие в конкурсе университетских издательств (хотя все еще остается результативным), сейчас приняли участие и были дипломированы университетские издатели Москвы, Новосибирска, Екатеринбурга, Волгограда, Петербурга, Владивостока – всего порядка 35 изданий. Зато состоялся великолепный парад музейных изданий. И ранее издательские структуры музеев участвовали в нашем конкурсе, особенно ведущих музеев. Но никогда еще центральные и региональные музеи не были так активны: более 20 организаций, более 60 изданий альбомной, книжной продукции, проспектов, путеводителей, каталогов. Причем, все – превосходно подготовлены в редакционном (статьи, комментарии, библиографическое сопровождение), оформительском и полиграфическом отношениях.  Ассортимент и качество  показывают серьезный потенциал нашего книгоиздания и книжного рынка, значимость для широкой аудитории, для всей нашей культуры.

Собранные вместе в пространстве конкурса тематические направления и разнохарактерные и разнопрофильные участники  показали как бы в миниатюре богатство российской издательской культуры в тех деталях, которые в обычном течении книжного дела не всегда заметны или отнюдь не всегда акцентированы. Как и разные части нашей аудитории.

Объективности требовало и формирование экспертных советов по номинациям. Например, долгое время одним из учредителей дипломов был Издательский совет Русской Православной Церкви, но вот с этого года свои дипломы вручает и Муфтий Духовного собрания мусульман России. Замечательно, что в экспертной работе и в церемонии участвует Российское военно-историческое общество (помимо Минобороны РФ). Точно так же ценно, что участие в этой коллективной культурной работе принимают ведущие федеральные библиотеки – РГБ, РГДБ, ГПИБ, ГПНТБ. Кстати, замечательно, что АСКИ согласовал в канун  финала конкурса с рядом ведущих региональных библиотек составление для них списка изданий-дипломантов для заказа, этот шаг придает ценности лауреатскому званию и, с другой стороны, предоставляет нужную информацию для библиотек и, соответственно, способствует появлению в библиотечных фондах действительно лучших изданий. В том числе и от тех издательств, до продукции которых сама библиотека, скорей всего, и не добралась бы.  

Традиционно участвовали в поощрении изданий дипломами за поддержание диалога национальных культур (развитие межкультурных связей) Фонд «Русский мир» и Россотрудничество, в том числе отмечая лучшие зарубежные издания на русском языке. Но вот в нынешнем году это конкурсное направление было поддержано и на официальном зарубежном уровне. Три издания-номинанта (казахстанское, польское и словацкое) не просто получили прессу, но и вызвали позитивный общественный резонанс. А в Словакии факт дипломирования издания на русском и словацком языках «Слова о полку Игореве» (издательство «Славица», Братислава) был позитивно освещен  5-ю информационными интернет-каналами.

Профессиональная себестоимость конкурса в значительной степени зависела от наиболее опытных крупных издателей из Москвы и Петербурга, их книги и альбомы нельзя было не увидеть: АСТ и «Эксмо», «Вече» и «Молодая гвардия», «Рипол-классик» и «Наука»,  НИУ ВШЭ и «Росспэн», ИД «Комсомольская правда», «Кучково поле», «Русские витязи», Планета». Среди этих издателей, так и среди региональных, было немало триумфаторов предыдущих лет.  Но так же традиционно и сейчас было немало дебютантов, даже и тех, кто уже приобрел имя и известность. Например, московские «Проспект», «Настя и Никита» или музейные издательские структуры – Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Третьяковской галереи, ГМИИ имени А.С.Пушкина, Русского музея.

Таков внешний контур конкурса. А что внутри? Как складывалась конкурсная состязательность, кто и почему выигрывал?

И в силу перегрузки конкурсными изданиями (что, впрочем, удовлетворило организаторов), и по причине равного и высокого класса многих изданий, жюри было чрезвычайно трудно определить сперва длинный список, а затем так же и короткий список. Насколько помню историю конкурсов, впервые пришлось несколько отступить от регламента, согласно которому в лонг-лист по каждой номинации могло попасть не более 12 изданий, а в шорт-лист – не более 4-5 изданий. Нынче сделать это было крайне непросто. Поэтому лимит числа изданий был превышен и на первом, и на втором этапе. Хотя это создало проблемы, но одновременно и порадовало: высокая конкурентность изданий лишь указывала на рост уровня отечественного книгоиздания, большее число дееспособных издательств, возможности децентрализации издательского дела. А потому порадуемся тому, что из 12-ти основных номинаций в 6-ти победителями оказались региональные издательства. Это – надежный признак выравнивания класса.

Всего было вручено 75 дипломов; из них 43 достались региональным издательствам из

36 городов. Кстати, на наш взгляд, важно и то, что обладателями дипломов разной категории стали, в том числе, издатели из 7 городов Сибири и Дальнего Востока. Да и вообще, карта издательских успехов показательна: от Калининграда до Петропавловска-Камчатского и Владивостока, от Салехарда до Махачкалы и Симферополя.  При этом конкурс – вовсе не региональный и дипломами были поощрены также 28 московских изданий и 4 петербургских.

Что стоит за статистикой?

Конкурс в очередной раз выявляет издательские идеи, накопление конкретными издательствами новых творческих приемов, появление новых подходов в подготовке книжных изданий. В ходе конкурса становятся очевидными  актуальные тенденции издательского дела. В известном смысле, мы можем говорить о конкурсе как о смотре издательского концептуального творчества. По большому счету, это и есть главное. Конкурсный успех как раз и определяют небанальные подходы к подготовке, выбору проблематики.

Но, конечно, яркие впечатления от конкурсного пространства вызваны существенными конкурсными деталями – теми книгами и издательскими программами, которые составили изюминку конкурса.

Привычная профессиональная основа любого книжного конкурса - московские и петербургские издания (как, впрочем, и всего отечественного книжного рынка).  Далеко не все из них снискали дипломные поощрения, но почтение специалистов и признательность публики – точно. Это разные тематические программы - АСТ, «Рипол-классик», «Весь мир», «Росспэн», «Флинта», Сретенский монастырь, «Пешком в историю», «Арт-Волхонка», «Вакоша», «Стрекоза», «Кучково поле», «Русские витязи», «Русское слово. Учебник», «Планета»,  «Бослен», «ТД Белый город», «Златоуст», «Политехника», «Аврора», «Петербургское востоковедение», «Алетейя» и др. Многие из названных или неназванных – не отмечены дипломами конкурса, но вместе с тем они, в значительной степени, определяют его уровень, влияют вообще на наш издательский процесс.  Всех достойных упомянуть в этом контексте невозможно, но назову хотя бы некоторые издания.

Прекрасный замысел и качественное исполнение серии «Подробный иллюстрированный комментарий» московского издательства «Проспект». В номинации детской литературы комплект из  5 книг стал лауреатским, интерпретировав для школьников издания русской классики (целый ряд произведений Пушкина, Лермонтов, Есенин), оснастив их интересными комментариями, историческими справками и пояснениями, рисунками – все для того, чтобы юный читатель не просто постигал глубокий смысл произведений, но и входил в историческую атмосферу описываемых событий, понимал психологию героев т времени, заинтересовывался чтением  не только в утилитарном, учебном, но и в эстетическом смысле.  Издатель вовлекает читателя в интересную текстологическую работу. Такой же прием – и так же эффективно - использовал издатель и в подготовке «Евгения Онегина», но уже в номинации «Лучшее издание классической художественной литературы». В двух книгах раскрывается творческий процесс, логика редактирования поэтом своего текста, вычеркивания или вставки строф.

Несколько популярных, симпатично оформленных изданий по мифологии, образующих цикл, представило издательство «Манн, Иванов и Фарбер»: «Мифы Поволжья», «Карело-финские мифы», «Мифы северных народов России» и «Главное в истории мифологии. Ключевые сюжеты темы образы символы». Эта библиотечка, думаю, будет желательна и в библиотечном фонде и в личной библиотеке. Добавлю, что другое издание «МИФа» - «Главное в истории цвета» стало лауреатом в номинации справочной и словарно-энциклопедической литературы.

Рекомендовали бы массовым библиотекам «Политическое развитие средневековой Руси» («Наука»)», «Летопись российской юридической науки» (Институт законодательства совместно с ИД «Юриспруденция»), «Военная прокуратура и ее руководители в истории Российского государства» (Издательство «Альтернативная литература»). Замечательно интересны представленные ретроспективные издания Учебно-методического центра по образованию на железнодорожном транспорте «Просветительская деятельность инженеров путей сообщения в Сибири, или История продвижения книги по Великому Сибирскому пути (1895-1917), «Инженеры Транссиба (конец Х1Х-начало ХХ вв.). Историко-биографические очерки» в 2 кн., наконец, по-своему увлекательная книга «Узоры на картоне. Иллюстрированная история эдмондсоновского билета в России» по изменению образа железнодорожного билета с течением времени, получившая специальный диплом конкурса. На первый взгляд, книга о технологических моментах истории, а на поверку - об изменениях в социальной истории.

И обязательно хоть несколько слов - об издательстве «Петербургское востоковедение», давно сформировавшего свой читательский интеллигентный  круг. В этот раз издательство представило интереснейшие «Легендарные праздники Древнего Востока. Исследования и тексты»  и книгу М.Ф.Альбедиля «Юрий Валентинович Кнорозов: наука без границ».

В этом же ряду московских и петербургских издательств, конечно, надо назвать еще одного конкурсного персонажа - «Аякс-пресс». Издательство стоит несколько особняком, но – в силу особенностей своего профиля и своей программы. «Аякс» и раньше делал толковые туристические путеводители, но теперь он полностью занял нишу туристической литературы. И, заметьте, не просто путеводители типа сухого перечня достопримечательностей «посмотрите направо, посмотрите налево». За очень короткий промежуток времени издательство наладило выпуск  очень емких, информационно насыщенных справочников по достопримечательным (историческим и природным) местам России, в том числе национальным республикам, по сути, создав свое направление. В этом году конкурсными предложениями стали «Ямал», «Коми», «Карелия», «Северный Кавказ», «Астраханская область». Очень точное предложение с учетом сегодняшнего развития внутреннего туризма!

Радует и обнадеживает  удачное возвращение в конкурс издательства «Наука», получившего диплом за очередной выпуск в серии «Литературные памятники» - на этот раз В.Шекспира «Ричард  III» и специальный диплом «Искусства книги» за выпуск «Сказки. Руслан и Людмила» А.С.Пушкина.

Одна из деталей нашего издательского ландшафта – деятельность российско-иранского издательства «Садра» и российско-китайского издательства «Шанс», специализирующихся на популяризации своих литератур и культурного наследия в более широком плане. Оба издательства обладают высокой степенью культуры редакционной подготовки и мы рекомендуем читателю и библиотекарю познакомиться с конкурсными изданиями этого года. «Садра» представила, в частности, книгу И.С.Насырова «Основания исламского мистицизма. Генезис и эволюция» из серии «Философская мысль исламского мира», получившую специальный диплом. А «Шанс» поощрен дипломом за три книги: «Стихия стиха. Китайская поэзия У111-Х вв.», «Гость со звезды Ли Бо»,  «Дьявол поэзии Ли Хэ».

Но, без сомнений, яркий элемент конкурса – участие региональных издательств. Предвкушавшееся организаторами удовольствие полностью оправдалось: прекрасных, зрелых изданий было достаточно практически в каждой номинации. И что самое главное – случайными удачи этих издательств не назовешь. Выбор темы и профиля издания чаще всего свидетельствовали о последовательной издательской политике, расширении тематических и географических горизонтов. Можно говорить о серьезнейшей концептуальной  роли  ряда региональных издательств в развитии отечественной книжной культуры, назвать в связи с этим рыбинское издательство «Медиарост», вологодское издательство «Древности Севера», «Рубеж» из Владивостока, «Возрождение Тобольска». Их роль не ограничивается популяризацией историко-культурных ценностей своего края, приобщением местной публики к чтению, но введением в общероссийский культурный обиход важных тем  и понимания разнообразия российских исторических реалий и своеобразия природы. В этом конкурсном году издательство «Медиарост» выступило, в частности, с избранными произведениями В.В.Кожинова в 3 тт., посвященными русской словесности и средневековой истории и получивших специальный диплом жюри. С моей точки зрения, - принципиально важная удача издательства, собравшего комплект произведений неординарного русского мыслителя, часть которых давно не издавалась. Лауреатом в номинации «Лучшее издание о России» стала завершившаяся серия «Россия. Визуальный код» - фото-энциклопедия в 8 тт., представляющая портрет нашей большой страны в ее природной, этнической разности, очень выразительных деталях городов, пейзажей, человеческих занятий, памятников культуры и т.п. Остается сожалеть, что нет возможности представить это издание на европейских книжных ярмарках (но стоит использовать на доступных нам выставочных площадках – в Пекине, Гаване, Дели).  Лауреатом стало рыбинское издание об адмирале Ф.Апраксине («Великий адмирал. Очерки биографии Ф.М.Апраксина»)– заметном персонаже русской истории. Наконец, дипломом отмечено издание совершенно другого направления – «Традиционный ярославский стол. Рецепты Рыбной слободы». Таков широкий диапазон практики и успехов «Медиароста».  

Не перестает удивлять (в хорошем смысле) находящееся на другом конце страны издательство «Рубеж» (Владивосток). Каждый год оно выпускает нерядовые издания. Не успели специалисты восхититься предпринятым впервые собранием сочинений В.К.Арсеньева в 9 кн. с замечательной редакционной подготовкой, как в серии «Арсеньевская библиотека» вышли тома избранных произведений Н.М.Пржевальского, М.И.Венюкова – наших выдающихся исследователей Дальнего Востока, Восточной Сибири, Центральной Азии, обе книги получили в феврале с.г. дипломы в конкурсной программе «Лучшие издания, посвященные Восточной Сибири, Дальнему Востоку и Арктике», врученные от имени АСКИ, РБА, Комитета Госдумы и Минвостокразвития. Вот и в анализируемом конкурсе к «Рубежу» пришел успех: диплом за книгу-фотоальбом «В.К.Арсеньев». Добавлю, что в лонг-листе остались первоклассные издания «На морях и за морями» (о женщине-капитане дальнего плавания),  «Владивосток: большой проект. 1860-1922», «Бринеры: летопись поколений».  Как и в случае с книжными программами Рыбинска, во Владивостоке не сдерживают себя рамками краеведения. Многое из того, что выходит в этих издательствах, связано с малой родиной, но местничества тут нет и в помине, тут иной масштаб, пафос этих программ – Россия и российский человек в конкретно-исторических обстоятельствах.

Фонд «Возрождение Тобольска» продолжает свои творческие поиски и вновь представил исключительный проект – издание автографов (записок) Ф.И.Тютчева в эксклюзивном художественном оформлении знаменитого художника, покойного В.Валериуса и, как всегда, с тщательной текстологической подготовкой, справочным аппаратом. Издание отмечено специальным дипломом «Искусство книги». Тобольская программа – дорогостоящая и не каждому издательству по возможностям, представляющая блестящую художническую изобретательность, но ценность ее – не в форме, а в том, что форма органична содержанию. Эксклюзивные тобольские издания последних лет образуют цепочку маяков русской культуры – Достоевский, Ремезов, Чехов, Ершов, теперь вот Тютчев. Еще одно заявленное издание – «Тюмень – столица деревень» - стало лауреатом в номинации «Лучшее издание о регионах России». Как и во всех упомянутых выше случаях, разговор идет масштабный – сибирский.

Вологодское издательство «Древности Севера» зарекомендовало себя как издательство классных альбомов о достопримечательностях вологодской земли – монастырях, церквях, о важнейших историко-культурных центрах – Вологде, Тотьме, Великом Устюге, Кириллове. Но в нынешнем конкурсе приоткрылась новая ипостась его программ, не только история культуры, но и социальная история северного края. Лауреатом в номинации «Лучшее издание в области гуманитарного знания" стало «Человек в зеркале исторической демографии ХУ1-начала ХУ111 вв.». Притом в этой же номинации были заявлены и другие важные научные и научно-популярные издания, которые, по условиям конкурса, не могли войти в шорт-лист (не более одной книги издательства в шорт-листе одной номинации), но были отмечены высокими баллами экспертов:  «Могутовский сфрагистический комплекс Х11 века и предыстория Москвы», «Крестьянское хозяйство на европейском севере России в 1917-1920-е годы», «Эпистолярное наследие великоустюгской купеческой семьи Булдаковых конца ХУ111-первой четверти Х1Х: тексты и исследования». Издатель усложняет свою работу, но подобная направленность и глубина говорит о его готовности к более серьезным, культурологическим и социальным задачам. Несмотря на свои значительно более скромные экономические возможности, чем у центральных издателей, лучшие региональные коллеги уже не уступают москвичам и петербуржцам.

И что особенно ценно – в том числе и лучшие издатели ряда национальных республик. Так исторически сложились, что не во всех национальных республиках и округах одинаково развита издательская деятельность. Издательства, сформулировавшие свои  долгосрочные, последовательно реализуемые программы есть в Якутии, Татарстане, Кабардино-Балкарии, Чувашии, Удмуртии, Башкортостане, Дагестане. Издательство М. и В.Котляровых (Нальчик), «Айар» (Якутск), Татарское книжное издательство (Казань), «Заман» (Казань), «Китап» (Уфа), Чувашское книжное издательство (Чебоксары), «Удмуртия» (Ижевск), «Эпоха» (Махачкала), Марийское книжное издательство (Йошкар-Ола), Мордовское книжное издательство (Саранск)  уже сделали вклад в культуру, создают свои стили, что несомненно повлияет на появление своих издательских школ. Последнее время заметны издательские успехи Коми республиканской типографии (Сыктывкар), «Периодики» (Петрозаводск).

Но начать разговор о нынешних конкурсных успехах издательств национальных республик надо с Издательского дома «Дагестан» (Махачкала). Именно ему удалось получить Гран-при конкурса – «Издание, ставшее событием года». «Дагестан» предъявил цельную объемную программу изданий, приуроченных к 100-летию Расула Гамзатова: собрание сочинений в 10 томах на русском языке и такое же на аварском; подборка превосходно полиграфически исполненных изданий классика советской литературы на русском языке в двух форматах (по 5 изданий в каждом формате), еще один том в подарочном исполнении. Словом, результат – значительный. И дело даже не в количестве изданий. Тщательность подготовки изданий показывает, что издатель прекрасно понимал, что он имеет дело не просто с литературным материалом, но с  символом культуры и мироощущения всего Северного Кавказа. И грамотно и деликатно, без  парадной красивости, использовал этот ресурс.  В этом смысле реализация такой программы – вклад в книжную культуру и подарок читательской аудитории на долгие годы. Такой шаг как бы подытоживает предыдущие отдельные издательские успехи северо-кавказских издателей, обобщает накопление творческих возможностей. С учетом прекрасного опыта и успехов Издательства М. и В.Котляровых  (Кабардино-Балкария) можно говорить о появлении системности книгоиздания этого региона, во всяком случае,  располагающего значительным творческим потенциалом, стимулирующим развитие книгоиздания. Кстати, получение Гран-при нынешнего года дагестанским издателем – это прецедент. На Северный Кавказ первый приз  уезжает впервые. Да и вообще - в последние 15 лет он только четырежды уезжал из Москвы. Добавлю, что подарочное издание стихов Р.Гамзатова (отдельное) получило и специальный диплом «Искусство книги».

Из других дипломированных изданий национальных республик обязательно надо назвать «Заман» (Казань) и его альбом в 2 кн. «Лихачевы: жизнь как служение Отечеству», умное и с большим художественным вкусом составленное издание о нескольких поколениях семьи, послужившей России, оставившей значительные коллекции книг, оригиналов исторических документов, старинных предметов, ставших впоследствии частью экспозиций государственных музеев.

«Айар» (Якутск) - регулярный дипломант общероссийских конкурсов, активно формирует национальный стиль книгоиздания в содержательном и оформительском планах; поиск основной тематической струи привел издательство к периодическому выпуску фольклорных произведений, исследований по народной этике и эстетике. Вот и в нынешнем конкурсе обратили на себя внимание детское издание «Мифы и легенды Севера» (на двух языках), небольшое, оригинальное издание о главном национальном празднике - «Ысыах – таинство этногенеза народа саха», рекомендуемое нами в библиотечные фонды, и, наконец, фундаментальное, энциклопедическое издание «Материальная и духовная культура народов Якутии в музеях мира (Х11-начало ХХ вв.)».

 Специалитетом Чувашского книжного издательства (Чебоксары)  являются толковые, качественно оформленные издания о народных ремеслах. В этом конкурсе - «Вековые образы Чувашии. Национальная вышивка, история, люди», «Чувашская быль Галины Изратовой», которые многое и увлекательно расскажут об искусстве, смыслах, истории национальной вышивке, узорах, и о таком ремесле как изготовление кукол.

От имени организаторов конкурса хотел бы поблагодарить многие малые, региональные издательства, хоть и не получившие в этот раз дипломов, но являющиеся точками опоры издательского дела  - Центр духовного возрождения Черноземного края (Воронеж) – за необходимое для культуры, объемное издание «Русские провинциальные усадьбы ХУ111-ХХ вв.», «Традиционный костюм Воронежского края», издательство «Живем» (Калининград) за красочное подробное, тщательно отрисованное, с большим количеством любопытных, деталей  издание «Прогулки по Калининграду» в 3 тт., Коми республиканскую типографию за шикарный альбом «Шедевры Национальной галереи Республики Коми. Первые коллекции»,  «Периодику» (Петрозаводск), Оренбургское книжное издательство им.Г.П.Донковцева, «Лоцию» (Архангельск), «Н.Орианду» (Симферополь), «Свиньин и сыновья» (Новосибирск), «Удмуртия» (Ижевск), «О-Краткое» (Киров). Не только дипломанты, но и эти издатели обеспечивают высокий средний уровень регионального книгоиздания.

Отдельные тематические направления конкурса дали очень яркие впечатления.

Во-первых, - как и ожидалось - номинация детской и подростковой литературы, тут был самый длинный список заявок, вышедший за рамки регламента лонг- и шорт-лист в силу равного высокого качества изданий. О высокой познавательной себестоимости лауреатских изданий московского «Проспекта» выше уже было сказано. Комментированное чтение всегда было полезно, но, по большей части, оно носило дидактический, учебный характер. В данном же случае заявленные как учебное пособие издания «Клеветникам России» А.С.Пушкина или «Песня про удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова  и другие (5 изданий) в сегодняшней ситуации очевидного сокращения объема чтения в среде молодых читателей, сокращения пространства, так сказать, культурного любопытства – с учетом всего этого предпринятая «Проспектом» серия выходит за рамки образовательного процесса, обретает широкий гуманитарный смысл, направление историко-патриотического просвещения ныне актуально. Вроде бы обычные книжки в мягкой обложке, но насыщены они массой полезной информации – текстовой и иллюстративной. Словом, издания находятся в русле основной тенденции детской и юношеской литературы.

В мягкой обложке выпущены и представлены на конкурс два десятка книжек московского издательства «Настя и Никита». Читатель хорошо знает это издательство, хотя в нашем конкурсе оно участвовало скромно. Издания – малообъемные, но мал золотник, да дорог. Хорошие тексты для младших возрастов, отличное иллюстрирование, да еще и точный выбор тематики. Диплом получила книга Ф.Конюхова «Как я стал путешественником», а спец.диплом Российской государственной библиотеки - комплект изданий «Необычные места России», в котором книжки о Сахалине, Камчатке, Иркутске. Вполне могли получить дипломы и книжки, посвященные приметным местам Москвы, и серия «История изобретений и открытий», но, по Положению о конкурсе, издательство не может быть дипломировано в рамках конкретной номинации дважды. Не знаю, как ведут себя эти книжки в книжной торговле, но, без сомнений, это отличное предложение читателю.

Хотя бы два слова о маленьком издательстве «Добрый великан» из Мурманска, представившем несколько изданий. Они не получили диплома, но сделаны прекрасно  – добрые, можно сказать, нежные книжки с хорошими рисованными иллюстрациями в точности соответствуют своему читательскому адресу. В провинции детской литературы выпускается немного. Можно насчитать не более десятка региональных издательств, которые работают в том числе и в этом сегменте, а профилированных - почти нет. Тем более надо отметить успех мурманских издателей и в литературном, и в собственно издательском планах, их ежегодную творческую настойчивость. 

Надо выказать уважение издательству «Кварц» (Нижний Новгород), также планомерно работающем на перспективу и получившем в этом году диплом в детской номинации за книгу для семейного чтения «АРХИважные дома. Семейное путешествие в мир архитектуры». Пожалуй, именно в этой конкурсной номинации яснее всего проявились новации, живое творчество издателей. Что ж, конкурс помогает оценить не конкретные даже издания или программы, но в целом издательскую политику, концепцию.

Среди других позитивных впечатлений конкурса – традиционный успех новосибирских университетских издателей (НГУ и НГТУ) в номинациях учебной книги (для высшей школы) и изданий по естественным наукам, технике, медицине. В области гуманитарной литературы из числа университетских издателей также традиционно  активны Уральский федеральный университет (УрФУ), Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), имеющие свои долгосрочные программы, универсальные в своем содержании, Петербургский и Волгоградский госуниверситеты. Но вот, к радости, после нескольких лет паузы в конкурсе участвовало издательство МГУ и сразу блестяще, взяв два лауреатских диплома. Впрочем, имея традиции и такую богатую серию, как «Классический университетский учебник», можно рассчитывать на самые большие успехи. Остается надеяться, что лучшие учебники и учебные пособия, а также литература вне прикладного назначения будут востребованы не только в стенах выпустившего их университета, но и в более широком масштабе, станут реальным элементом книжного рынка. А конкурс станет предпосылкой этого движения.

Но если успехи конкретных университетских и научных издательств были ожидаемы, то участие в конкурсе издательских структур музеев вызвало фурор. Третьяковская галерея, Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Национальный музей музыки, Музей истории религии, Музеи Кремля, Политехнический музей – какой блестящий ряд! Более 20 музеев и не только Москвы и Петербурга, но и из Владимира, Тулы, Мценска, Петрозаводска, Рязани, Казани, Сыктывкара, Калининграда.  18 дипломов и специальных дипломов получили музейные издатели, в том числе 4 региональных, а заслуживало и большее число. И вроде бы, все мы знаем об издательской практике музеев, но, в основном, обращаем внимание на альбомы и монографии при посещении конкретных музеев. Нет, не зря мы при поддержке Минкультуры РФ организовали участие в конкурсе широкого числа музейных издателей. Конечно, в конкурсе музеи и ранее участвовали. Но тут мы в одном месте и в одно время увидели спектр разнообразных изданий в разных жанрах и видах – монографии, эссе, исторические очерки, искусствоведческие описания, мемуары; каталоги, путеводители, проспекты экспозиций и, разумеется, альбомы. Поток первоклассных изданий, назову хотя бы несколько выдающихся – «Жизнь и чудо. Иконы Х1У-Х1Х веков из частного собрания», «История Третьяковский галереи. ХХ век» в 2 кн. (обе – Гос.Третьяковская галерея), «Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея – 100 лет» , «Нерадовские чтения. К 100-летию службы реставрации музейных ценностей Русского музея (1922-2022). Реставрация музейных предметов и коллекций» в 2 тт., «Картины военной жизни в отечественном искусстве ХУ1-ХХ веков» (все три – Гос.Русский музей), «После импрессионизма. Русская живопись в диалоге с новым западным искусством» (ГМИИ им.А.С.Пушкина), «Модерн в русских иконах» (Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева). Редакционная подготовка изданий, скрупулезная библиографическая работа, емкий справочный аппарат, точная передача цвета при печати – все это на самом высоком, мировом уровне.  И это говорит о высокой издательской квалификации и о том, что мы располагаем глубоким издательским ресурсом.  Добавлю, что речь идет не только о дорогостоящих изданиях. К шикарным альбомам мы, в общем-то, привыкли, но даже такие утилитарные издания, как проспекты экспозиций и путеводители предстали в усовершенствованных макетах, с высоким качеством оформительского и полиграфического  исполнения  – и стали замечательным фрагментом умного увлекательного путешествия по отечественной истории и культуре.

И в завершение. К сожалению, надо насторожиться менее активному участию издателей Тулы, Красноярска, Саранска, Йошкар-Олы, Владикавказа, что совпадает и с годовыми статистическими показателями. Понятно, есть экономические трудности, издательство может действовать в соответствии с возможностями и в каком-то году не выпустить достойных книг. Тут, скорее, вопрос к региональным властям и степени их поддержки издательств, ведь практика последних отражает уровень внимания к вопросам культуры.  Эта проблема обнаружилась не сейчас, но конкурс ее подчеркнул.

И уж совсем печально исчезновение старинных культурных центров с издательской карты – Пскова, Новгорода, Смоленска, Твери, Рязани, Владимира. Заканчивая этот беглый обзор предлагаем его публике, библиотечной сети и книготорговым структурам как навигацию, фактически конкурс представляет как бы срез текущего издательского процесса.

Нынешний год – юбилейный: 460 лет появлению первой печатной русской книги. Наше удовлетворение или неудовлетворение положением – с оглядкой на эту историческую веху. Вот и зададим себе вопрос: все ли мы сделали на нашем этапе этого исторического движения?

 

О.В.Филимонов,

Вице-президлент АСКИ,

Отв.секретарь конкурса